Умение обучаться – это набор определенных навыков, которыми должен обладать ученик, чтобы эффективно обучаться.
- Понимание обусловленностей (прежде чем что-то получить, я должен что-то сделать). Чем больше обусловленностей понимает ребенок, тем проще его обучать. Пример обусловленностей: жетоны, чистый стол, таймер.
- Развитая мотивационная сфера. Разнообразие поощрений. Программы на расширение мотивационной сферы - обязательная часть занятия для каждого ученика.
- Возможность учиться от обратной связи. Ученик понимает обратную связь, вербальную и невербальную тон, разнообразие слов.
- Регуляция поведения- ученик должен уметь себя контролировать (не вскакивать, не выкрикивать, не хватать материалы, сдерживать агрессивное поведение, самостимуляции), (есть толерантность к ожиданию, к отказам, к остановке задания, к замечаниям, физическим подсказкам).
- Самостоятельное внимание- внимание, которое ученик удерживает естественным путем, а не с помощью инструкций учителя.
Базовые навыки:- имитация (с предметами, моторная, вокальная);
- сопоставление (возможность соотнести идентичные и неидентичные предметы/картинки, различные сортировки);
- понимание речи и звуков (базовых инструкций, дает предметы, картинки, когда их называют);
- экспрессивная речь – называет предметы, картинки.
- понимает и пользуется подсказками (выбирает между 2х предметов, смотрит в нужное место, когда взрослый показывает, понимает жест «открытая ладонь» и т.д.).
Все эти навыки можно и нужно формировать у учеников различного уровня. Задания на формирование навыков из блока «умение обучаться» являются неотъемлемой частью любого занятия - академического, логопедического, творческого, группового и т.д.