Мы много говорим о том, что в коррекции РАС важны не столько обучение навыкам и руководящий контроль, сколько старый добрый контакт с ребёнком. Но как его установить, если все, что интересно ребёнку - это разбрасывать предметы или вертеть в руках
палочку, а любая попытка его переключить воспринимается истерикой?
Вот несколько простых шагов:
- Определите, что именно нравится ребёнку, какие игрушки, предметы и манипуляции. На основе их начинайте расширять репертуар, при этом так, чтобы он получал удовольствие или выгоду от взаимодействия с вами. Если вам кажется, что единственное, что нравится ребёнку - это выстраивать машинки в ряд, не спешите с выводами. Понаблюдайте, предложите другие игрушки, может вы увидите мимолетный интерес или улыбку, это уже шаг вперёд. Может быть, ему понравится, что вы будете катить к нему машинки, а это уже новая игра, в которой необходимо ваше участие.
- Будьте в фокусе внимания вашего ребёнка. Интересный факт, но в жизни мы итак не очень часто находимся в фокусе другу друга: кричим из другой комнаты, разговариваем, глядя в телефон или телевизор, за едой, за рулём. Мы не так часто сидим напротив друг друга, не отвлекаясь на постоянно работающие фоном гаджеты. Дети с РАС часто нам это отзеркаливают. Найдите время и место, когда вы можете "зафиксировать" ребёнка и провести время так, чтобы только вы были в его фокусе. Например, во время еды, купания, перед сном, во время прогулки. Только попав в его поле зрения вы сможете что-то полноценно ему дать. Следуйте за ребёнком. Немного об этом мы говорили в посте про имитацию. Если ребёнок уже чем-то занят, то начните с комментирования того, что он делает. Называйте предмет, который он держит, действия, издавайте подражающие звуки, говорите: "Вот это да, как классно у тебя получается". Детям, как правило, это нравится, и они начинают ждать нашей реакции снова, особенно, если она забавная. Также можно предлагать свою помощь в игре: что-то подать или достать.