Вокализация - стереотипные повторения одинаковых звуков. Она может быть речевой, когда повторяются определённые слоги (баба, вака, уга) и воспринимаются, как лепет. Но ещё вокализация может представлять собой одни гласные, которые выкрикиваются или распеваются, или специфические звуки, похожие на рычание, гудение, смех, икание, цокание и так далее.
Вокализация является ранним этапом становления речи, и в норме прекращается с развитием первых задатков осознанной речи, но у детей с РАС она может остаться на всю жизнь.
Эхолалия - это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. До двух лет эхолалия - естественный этап становления речи, но продолжаясь позже этого возраста может свидетельствовать о наличии расстройства.
Эхолалия может быть не только при РАС, но и при множестве других расстройств и психических заболеваниях (шизофрения, синдром Туретта, болезнь Пика и др.), а также при поражении мозга. Работать с этими особенностями не так просто, так как это действительно сложно контролируемый процесс, и он не является настолько проблемным поведением, чтобы мы могли блокировать его или вводить санкции.
К тому же все мы в той или иной степени вокализируем и эхолалим, когда напеваем
прицепившуюся песню, повторяем вопрос за человеком, прежде, чем ответить, повторяем понравившиеся и вспомнившееся фразы из фильмов.
Тем не менее работать с этим тоже можно!
- Шотвлечение или переключение. Если ребёнок начинает вокализировать или говорить вне деятельности, можно задать ему вопрос или дать инструкцию, перенаправить внимание на определённую деятельность. Так как часто дети вокализируют, когда ничем полезным не заняты :)
- Знак "Тихий рот" или специально отведенное время и место для вокализаций. У нас в центре принято, что во время занятий за столом вокализировать нельзя, поэтому мы нисколько не стесняемся напоминать об этом детям, хвалить их жетонами и словами за тихий рот.